Закон гармонии, есть ли он? Что такое хороший вкус и чувство гармонии? Кто-то уверенно ответит: это нечто неуловимое и необъяснимое – дар от Бога 

И многие стилисты нередко предпочитают окутывать искусство создания имиджа именно таким покровом тайны: «не всем дано» и «вам, мол, не понять». Однако найдется немало убежденных сторонников той точки зрения, что гармонию можно проверить алгеброй, нужно только знать законы сложения элементов. Кто прав?

МИР АССОЦИАЦИЙ

Давайте попробуем мысленно подобрать обувь к летнему романтическому платью – светлому, легкому, с цветочным узором. Что подойдет: вечерние черные туфли на шпильке, плетеные сандалии или спортивные кроссовки? Большинство людей не задумываясь выберут второй вариант как наиболее гармоничный, а в ответ на вопрос «почему?», скорее всего, сошлются на традицию или сложившийся стереотип. И традиции, и стереотипы действительно существуют. Но ведь когда-то они возникли впервые... И произошло это по подсказке интуиции.

Акт творчества всегда интуитивен, и не только в так называемых изящных видах искусства (музыка, живопись), но и в прикладных, к числу которых относится и мода. При этом ощущение гармонии художника основывается на его ассоциативном мышлении. В переводе с латыни слово associatio означает «связь». Однако подразумевается не физическая связь между некими реальными объектами: романтическое платье никоим образом не соединено ни с сандалиями, ни с туфлями, ни с кроссовками. Ассоциации – это отражение взаимосвязи предметов и явлений действительности в сознании человека. То есть нам кажется, что платье связано с сандалиями – оно ассоциируется с ними.

В процессе творчества нам помогает наша способность генерировать так называемые свободные ассоциации – понятия и образы, возникающие в сознании при упоминании или созерцании какого-нибудь объекта. Свойство нашего мышления таково, что любой объект без напряжения порождает около десяти свободных ассоциаций, и эта способность не зависит от уровня интеллекта, возраста или образования. А вот сами ассоциации, безусловно, зависят.

Например, какие ассоциации вызывает у нас слово «стекло»? Один ответит: прозрачность, прохлада, сияние, для другого это – окно и моющее средство, а кто-то вспомнит острые осколки, царапины и кровь. В любом случае ассоциации – это те понятия и образы, которые не требуют объяснений. Они связываются с ключевым объектом как бы сами собой, без умственных усилий и рассуждений. Но не все ассоциации можно считать продуктивными для творчества.

ЗАКОН ГАРМОНИИ ЕСТЬ!

Обратимся к конкретному примеру. Какие свободные ассоциации может вызвать черная женская туфля на высоком тонком каблуке? (см. схему).

Нетрудно заметить, что образовались два разных вида понятий. Первые четыре – это так называемые ЛОГИЧЕСКИЕ ассоциации. Они возникают на базе знаний: нам известно, что это женская туфля, что ее покупают в магазине, носят с чулками и надевают для выхода в свет. Эти ассоциации творчеству мешают, так как загоняют нас в рамки стереотипа и вынуждают использовать предмет запрограммированным способом.

 СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ
ЛОГИЧЕСКИЕ   ИНТУИТИВНЫЕ
женщина Harmony сексуальность
магазин агрессия
чулки вызов
светский прием надменность

А вот другие четыре ассоциации являются ИНТУИТИВНЫМИ. Это не свойства туфли и не сведения о ней, а отражение того, как мы этот объект восприняли, почувствовали. Она показалась нам сексуальной, агрессивной, в чем-то вызывающей и надменной. Таков ее имидж, то есть ассоциативный образ, описанный в свободных интуитивных ассоциациях.

Теперь легко ответить, почему черные вечерние туфли не подошли к романтическому платью: оно вызывает у нас совершенно другие ассоциации. Таким образом, мы подбираем друг к другу не вещи, а впечатления, создаваемые этими вещами. И основной закон гармонии можно сформулировать так: гармония элементов имиджа – это соответствие не самих физических объектов, а вызываемых ими свободных интуитивных ассоциаций.

Не следует забывать, что не только костюм, но и внешность человека, его походка и голос – это тоже часть ассоциативного портрета. Поэтому первую типичную ошибку стилист совершает тогда, когда привносит какие-либо элементы в имидж, ориентируясь только на то, что эти вещи сами по себе кажутся стильными, красивыми или модными. Но ничего нельзя надеть просто «для красоты». Прическа «хвостик пони» и бантик в волосах явно не подойдут даме зрелого возраста. Потому что в этих элементах есть невинность, наивность и девичий романтизм, совершенно неуместные в ассоциативном образе этой дамы.

В ПЛЕНУ НЮАНСОВ

Существует два основных вида гармонии. Первый – это нюансная гармония, основанная на совпадении ассоциативных шифров. Выбрав этот способ создания имиджа, мы подбираем элементы, поддерживающие некую тему. К примеру, если это образ романтической девушки, то нашими рабочими ассоциативными шифрами станут юность, свежесть, одухотворенность, нежность и т.п. Создавая заданный имидж, мы найдем модель с соответствующей фактурой, например с хрупкой фигурой, мечтательным лицом и светлыми локонами, оденем ее в струящееся летнее платье и легкие сандалии, придумаем ей подходящую историю и роль, а в качестве фона возьмем усеянное ромашками поле. Поскольку ассоциативные шифры всех элементов этого имиджа совпадают, он кажется нам гармоничным. Но кажется ли стильным?

Парадоксально, но факт: «слишком идеальная» нюансная гармония – враг стильности, потому что чрезмерно буквальное совпадение ассоциаций приводит к стереотипу, к скучной безжизненной схеме. Это вторая типичная ошибка, которая нередко встречается в творчестве начинающих стилистов: пытаясь сделать свое творение идеально гармоничным, они перегружают создаваемый образ монотонным повторением одних и тех же ассоциаций во всех его деталях и мелочах. Если это «роковая женщина», то непременно с вуалью и длинным мундштуком, если бизнес леди – то с портфелем и в очках, а романтическая девушка – обязательно блондинка с воланами и ромашками. Но кому может понравиться, если ему неоднократно повторяют одно и то же! Повторы в имидже производят такое же впечатление, как и пересказ одного и того же анекдота в течение дня: в первый раз мы посмеемся, во второй – улыбнемся из вежливости, а в третий почувствуем раздражение. Чтобы избежать этого, следует подбирать элементы, ассоциации которых имеют нечто общее, но не копируют друг друга.

Вернемся к рассмотренному примеру образа романтической девушки. Можно ли избежать штампов и заменить в нем какие-то элементы, сохранив при этом заданную тему романтического настроения? Например, так ли уж обязательно ей быть блондинкой? Конечно, нет! Так, рыжий цвет волос внес бы в образ оттенок дерзости и непредсказуемости, а темный – добавил бы сдержанности и благородства. Отдельными элементами и деталями можно дорассказать, добавить какие-то штрихи к тому, что уже есть, сделать образ богаче и глубже.

РАБОТАЕМ НА КОНТРАСТАХ

Второй вариант – контрастная гармония, основанная на противопоставлении ассоциаций. Возвращаясь к примеру с романтическим платьем, попробуем заменить плетеные сандалии на грубые ботинки на толстой подошве. Такое сочетание тоже кажется нам гармоничным, хотя в ассоциативных шифрах этих двух элементов нет ничего общего. Платье излучает нежность и легкость, а ботинки – уверенность и «крутизну». Но соединив эти два элемента, мы получили новые ассоциации – свобода, непредсказуемость, «пофигизм». А ведь этих ассоциаций не было ни в платье, ни в ботинках, если взять их по отдельности. Таким образом, контраст должен быть оправданным: противоположные элементы составляют гармонию только в том случае, если в результате их соединения рождаются новые ассоциации. Еще пример: черный цвет у большинства людей ассоциируется с драмой, одиночеством, мистикой, а белый – с чистотой и невинностью. Но сочетание черного жакета и белой блузы дает новые ассоциации: благородство и аристократизм.

Разумеется, не любое противопоставление будет гармоничным: здесь легко сбиться в обыкновенную безвкусицу. Бездумное сочетание контрастных элементов приводит к китчу. А это и есть третья типичная ошибка начинающего стилиста: создавать образ на неоправданных контрастах, отдавая дань модному веянию или желая продемонстрировать смелость и парадоксальность своего мышления. Однако неподкрепленная идеей попытка «продвинуто» надеть кроссовки к маленькому черному коктейльному платью не убеждает нас в том, что это гармонично.

Конечно, китч тоже может быть стильным, то есть концептуальным. Примеры легко найти в коллекциях Vivienne Westwood или Jean-Paul Gaultier. Но в данном случае творчество стилистов основывается именно на дисгармонии, возведенной в ранг концепции.

ПОСПОРИМ О ВКУСАХ

Хороший вкус, то есть чувство гармонии – не что иное, как развитое ассоциативное мышление. Ключом к пониманию гармонии каждый из нас владеет интуитивно. И это закономерно: не нужно быть композитором, чтобы распознать фальшивый звук. Ассоциативное мышление – это наше «шестое чувство», данное нам от рождения. И если пятилетний малыш заявляет вернувшейся из парикмахерского салона маме, что с новым цветом волос она «стала злая», не стоит отмахиваться от этой оценки на основании того, что ребенок, мол, ничего не понимает в моде. Подчас ребенок может очень тонко почувствовать ассоциативный шифр имиджа, потому что у него меньше логических ассоциаций и нет навязанных  модой стереотипов.

Конечно, вкус можно развивать. Но он зависит не от того, сколько журналов о моде пролистал человек, а от того, сколько и каких книг прочитал в детстве, сколько и каких фильмов видел, какую музыку слушал, сколько бывал в театрах и музеях, то есть как часто и как активно приобщался к искусству и природе. Именно это формирует его вкус и в одежде.

Но вкус может быть не только хорошим или плохим. Он может быть и индивидуальным, что зависит от личных особенностей ассоциативного мышления конкретного человека. Если бы все мы считали красивым и гармоничным одно и то же, мы бы превратились в однородную массу.

При этом ассоциативное мышление не только несет на себе отпечаток индивидуальных особенностей конкретной личности, но и является продуктом накопленного культурного опыта всей цивилизации, наследником которой эта личность является. Поэтому у представителей разных культур ассоциации могут не совпадать. Порой это может служить источником новых творческих идей. Достаточно вспомнить острое своеобразие коммерческих коллекций одежды, созданных японскими модельерами в Париже (например, Issey Miyake и Yohji Yamamoto). Они не являются носителями груза ассоциаций европейской цивилизации и потому парадоксальны без нарочитости.

ЛОГИКА ИЛИ ИНТУИЦИЯ?

Ассоциативные шифры человечество накапливало в течение многих тысяч лет. Сформулировать их, составить энциклопедии и внести в компьютер – идея заманчивая. Записал все в программу, а потом стилист, создавая имидж, просто подберет нужные компоненты.

На самом деле компьютер никогда не заменит интуитивность этого процесса. Создание образа, как и любого произведения искусства – это акт творчества, которое немыслимо без интуиции. Хороший стиль, как писал Д. Дидро, кроется в сердце. Логика поможет нам проанализировать результат, но стартовать всегда нужно интуитивно, полагаясь на свое ассоциативное мышление: да просто захотелось скомбинировать элементы именно так! Однако необходимо проверить себя логикой: отойти на пять шагов от своего творения, вглядеться и объяснить себе, что же получилось в результате, соблюдены ли законы гармонии, и нет ли чего-то лишнего. Лишним может быть как элемент, привносящий дисгармонию, так и деталь, слишком настойчиво и буквально повторяющая общую тему.

Основное в имидж-дизайне – идея. Нельзя начинать с отдельных элементов, сперва надо уловить ассоциативный образ. Если он сформировался, то остается раскрыть его, играя и на нюансах, и на контрастах. В руках стилиста все виды гармонии и, конечно, их соединение позволяет получать более интересный и оригинальный результат. Элементы образа – это как краски на палитре: можно играть сотнями оттенков. Главное – не заглушать ни внутренний голос, ни голос разума.

Bogomolov image school

Константин Богомолов,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра
Bogomolov’ Image School
Константин Богомолов

НОВОСТИ

18 августа 2017 • Новинки мира причесок

Эффективные подручные средства в борьбе за красивый и ухоженный вид ваших волос. Выбор редакции

Подробнее »

25 июля 2017 • Nails-новости

Nail Fest — это крупнейшая в Украине и первая в Одессе конференция о ногтевом искусстве! 29 июля лучшие практики ногтевого дела со всей страны соберутся на побережье Черного моря, чтобы поделиться опытом и получить новые знания

Подробнее »

НОВОЕ В БЛОГАХ

​Детская наивность хрупка и может быть сохранена или разрушена в одно мгновение... »

Я был совсем маленьким, когда у нас в доме появился телефон: один из первых телефонов в нашем городе. Помните, такие большие громоздкие ящики–аппараты? »


ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

fgrdrt...the best forum!!!marselEl14 февраля 2016

Густые и здоровые волосы только с Platinus Vwillemstad7916 января 2016

ProfiWeekend со звездойАндреев Олег02 октября 2015

Наращивание бровейЮлия02 октября 2015

Мероприятие для парикмахеровЮлия Клевцова02 октября 2015

Книги и видео от компании «Эстет Медиа»Виктория Кириченко27 сентября 2015

Новые разделы ФорумаАндреев Олег27 сентября 2015

Добро пожаловать на наш Форум!Андреев Олег25 сентября 2015

Добро пожаловать на наш Форум!Андреев Олег25 сентября 2015



ПОИСК    ПРОФИЛЬ